Считается, что все туристы умеют вязать узлы. Берут репшнур и могут завязать много самых разных. Кружковцы «Центра детского и юношеского туризма и экскурсий» города Сочи за время существования Центра делали это на соревнованиях различного названия и уровня. Но туристы – народ такой, которому хочется чего-то нового и необычного. Подумали, посоветовались и решили провести вот такой тематический заезд для кружковцев в возрасте от 11 лет. Локомотивом этого заезда стала педагог дополнительного образования, неоднократный победитель различных соревнований и конкурсов – Алина Константиновна Пластамак.

Решили побывать на этом заезде со своими воспитанниками, попробовать силы в новом, предложить наработки, мысли и идеи педагоги ЦДиЮТиЭ, занимающиеся спортивным и пешеходным туризмов, краеведением, скалолазанием, ориентированием: Гоголадзе Александра Валерьевна, Горбатенко Зифа Ильдусовна, Иванова Олеся Владимировна, Маркарян Ашот Арутович, Нибо Халид Айдамирович, Поволоцкая Галина Фёдоровна, Притыкина Валентина Анатольевна, Рогожин Дмитрий Юрьевич, Ушакова Ирина Александровна, Фещук Наталья Анатольевна и Хлюстов Дмитрий Юрьевич.

Придумок было очень много, поэтому всё началось с вечера, как только все команды прибыли на детскую туристскую базу «Ореховая» в поселке Каткова Щель. Участников всех команд перемешали и разделили на новые команды, которые выполняли задания в стиле ПСР. Было, например, задание «Крокодил», где капитан команды объяснял с помощью жестов какие узлы и в каком количестве необходимо завязать команде. В завершение вечера прошла эстафета с ориентированием, в которой нужно было найти контрольный пункт (КП) по карте турбазы, и завязать на КП указанный на карточке узел. Побеждала та команда, которая нашла все заданные КП и правильно завязала все заданные узлы.
На следующий день после раннего подъема и активной, интересной зарядки начали проходить мастер-классы, подготовленные всеми перечисленными выше педагогами. Работали с 10.00 до 17.30 с двухчасовым перерывом на обед и для свободного времени, которое многие использовали не для лежания на боку, а на спортивные игры.


Конечно была неоднократная проверка знаний узлов участниками заезда. Проверяли знания основных 10 узлов и вообще узлов, которые знали участники. Были оригинальные задания. Например, нужно было завязать узлы на время или вдвоем используя правую руку одного человека, левую другого.




Итак, какие же были мастер-классы. Первый – «Установка тента». Ребята изучили узлы для надежного и быстрого закрепления тента и для маркировки веревочек от тента, чтобы они не запутались после снятия тента. Это очень важно, потому что во время дождя нужно быстро растянуть тент, а веревочки запутаны.



Следующее задание «Система полиспаст», которая позволяет натянуть веревку с наименьшим усилием и наибольшим качеством. Для выполнения этого задания команды принесли веревки и ролики.



Мастер-класс «Маркировка веревок разными способами» дал возможность участникам в спокойной обстановке, несколько раз, под руководством опытных педагогов, смаркировать веревку для выполнения различных функций.



. «Изучение новых узлов» — этот мастер-класс был очень интересным, потому что ребята изучили новые для себя узлы, которые можно применять вместо тех, которые они уже знали. Для соревнований, на которых нужно завязать не 5-6 узлов, а, например, 10-15 после этого мастер-класса прибавится участников таких соревнований и конкурсов.


Что делать, если в экстремальных условиях нужно переправиться через реку или подняться по скале, а специальной страховочной системы нет? В этом случае поможет навык, полученный на мастер-классе «Вязка системы из блокировок» (2 блокировки и 2 репшнура на каждого).



А вот чтобы организовать переправу мальчики и девочки внимательно слушали, впитывали, а потом и сами пробовали выполнить все действия, которые педагоги продемонстрировали на мастер-классе «Закрепление перил на опоре разными способами».



После мастер-класса «Вязка носилок» из жердей и репшнуров теперь не будет сложностей (если, конечно, еще несколько раз на занятиях в городе не выполнить все действия с вязкой) в переноске пострадавшего.



Было ещё два мастер-класса «Способы завязывания шнурков» и «Изготовление браслетов», которые очень разнообразили программу заезда, а браслеты стали отличным сувениром и памятью о времени, проведенном на турбазе. Все желающие могут тоже попробовать связать себе браслет. Первый способ изготовления браслета по ссылке: https://t.me/papa_cord/12 Второй способ – по ссылке: https://t.me/papa_cord/14.




Основная задача этого проекта – научить применять узлы и изучить новые узлы (после всех мастер-классов и мини соревновании) – выполнена. Так считает организатор Алина Константиновна Пластамак, о чем она и сказала на закрытии заезда. Ребята в силу своих способностей овладели максимальным числом навыками. Многовато, конечно, было всего для полутора дней. Но это все 100% пригодится в жизни. Все педагоги решили создать отдельную группу для любителей узлов и мероприятий, связанных с ними. Вступайте и Вы все в эту группу. Пускай Ваши ребята вступают в группу по ссылке: https://t.me/+VTcKyvO_m-EzOTFi Высылайте хорошие фото и видео, связанные с узлами, и пишите все Ваши идеи.

В заключение несколько мнений о заезде участников и организатора.
Ушакова И.А.: Алина Константиновна, огромное спасибо за этот выезд! Это было супер круто! Именно такие выезды побуждают интерес детей. Почаще бы. Это было здорово!!! Спасибо! И спасибо всем участникам и судьям!
Поволоцкая Г.Ф.: Присоединяюсь к словам благодарности. Дети в восторге и я тоже! Вы, Алина Константиновна, мой герой. Столько трудов, любви и творчества в этом заезде мы получили от вас. Здорово. Ещё раз спасибо.
Горбатенко З.И.: Всю обратную дорогу в «Ласточке» вязали узлы, все, которые знали и не знали и по-всякому, это ли не самая главная цель таких выездов! Даже родители готовы купить репик. Спасибо большое Алине Константиновне и всем, кто помогал в проведении заезда. Надо повторить, мы готовы! PS: И можно музычку, чтобы бодрила во время конкурсов!
Пластамак А.К.: Очень приятно читать и слышать ваши отзывы. Хочется творить дальше! В свою очередь благодарю Вас, руководители команд и педагоги, за азарт, за проведение мастер-классов, за желание помочь во всем и самое главное за спокойную, дружественную обстановку и общение, которого в последнее время нам всем не хватает.
